Глубокский край

Прокатимся на велосипеде по одному из самых живописных уголков Беларуси — Глубокским озёрам.

Собралась нас компашка из пяти человек. Что очень приятно, из них, две девушки. Поездка с самого начала началась с приключений.

Чтобы успеть на электричку до Молодечно, которая отходит в 4:16, спать можно было не ложиться. В кассу напротив 22-23 путей уже огроменная очередюга. Бабки нервничают. Как обычно – обхаяли нас, туристов — куда со своими рюкзаками и велами лезете, мол. Назвали меня оленем. А Хуаните и вовсе этой ночью пришлось ехать из Гомеля, затем перед электроном успеть забрать велосипед на медике и обратно на вокзал. Мы все уже тряслись за неё, но успела. Успела, молодчага. За 5 минут до отправления торжественно заносили её и её железного коня в вагон. Все в сборе. Успокоились. Вперёд!

Выходим в Молодечно. На соседнем пути стоит наш дизель до Полоцка. Но найти место не так просто. 4 дня выходных подтолкнули не только нас на приключения. Толпы, просто огроменные толпы турья лезет со всех сторон. Часть полезла на Гудогай и Сморгонь, остальные в наше направление, в наш дизель: байдарочники, пешики, велосипеды – все сегодня тут. Но кое-как место в широком тамбуре нашли. Чтобы не платить за провоз велосипедов, мы поснимали передние колёса и накрыли стопку велов армейской плащ-палаткой, предварительно стянув их стяжками. У кондукторов ноль вопросов. Пока поковали велы, Вова сбегал за знаменитыми молодеченскими, вокзальными чебуреками. Очень вкусные, рекомендую. Дизель, сон. Ближе к нашей точке старта начинают вылазить и другие банды туристов. Вот в Подсвилье вышла бригада детворы, идут в пеший поход с руководителями. Далее и мы выходим:

ст. Зябки

Ст. Зябки

Зябки оказались очень даже продвинутым нас. пунктом — два магазина, рекламные щиты, приветливые жители.

Реклама в п. Зябки

Реклама в д. Зябки

Наша первая цель — самое глубокое озеро Беларуси — оз. Долгое. Глубина достигает 53,6 метра. Круто, правда? Целую двадцатиэтажку поставить можно. Как же тут не искупаться:

оз. Долгое, Беларусь

оз. Долгое, отдых

Подкрепившись, отдохнувшие после долгого пути, садимся на велы и начинаем вкручивать. Почти сразу нас ждёт первое основное препятствие, первый брод. За железной дорогой грунтовка оказалась напрочь затопленной. Со старта мы влетели в говны, повымазывали по колено кросы. Я принимаю решение брать в обход, по полю. Но не тут то было. Поле пересекает канава. «Штурмуем!», — командую я. Девчёнки визжат, но лезут. Витя тоже не в восторге. Чтобы не мочить нижнее бельё, я его снял. Под ногами лучше вам не знать что…, коровы там короче пасутся.

Анастасия Фисенко

Хуанита тянет

Хуанита тянет и ревёт

Витя тянет рюкзак

Витя тянет рюкзак и ревёт

Перелезли, слава Богу. Начинаем искать выход к дороге. А она там так извивается, по навигатору ничего не понятно. Тыркались, тыркались, наконец нашли нужную нам. Едем дальше.

Асит на дороге

Начинаются те самые, глубокские, великолепные пейзажи с холмами. Ехать приятно. То вниз, то вверх. Вверх местами совсем круто и долго, 1-1 включать надо. Кряхтим, потом труды вознаграждаются скоростными спусками. Звери и птицы на дороге разбегаются и разлетаются перед нами. Вылетаем к оз. Кочаново. Очень красиво тут, есть беседка и пристанька. Хочется поплавать, но время жмёт.

оз. Кочаново, Беларусь

кувшинка на оз. Кочаново, Беларусь

кувшинки на оз. Кочаново, Беларусь

Наша цель близка. Сразу за д. Сахновичи идёт спуск. Прямо по его завершении, жмём на тормоза и ищем поворот направо в поля, резкий с уклоном. Он нам и нужен. Метров через 300 открывается великолепный вид на оз. Гинькогво (на gpsis.com указано как Гриньково).

оз. Гиньково, Беларусь

Тут тоже оборудована беседка, есть два помоста. С правого попрыгать не удастся, а вот тот, что за беседкой, как для этого создан. Вот уже наскакались. Девчёнки не давали скучать. Здесь у нас запланирован обед. Кушаем, собираемся и начинаем искать пещеру.

Беседка на оз. Гиньково

Пристань на оз Гиньково

Хуанита Тудой

Обзор поляны на озере Гиньково, Беларусь

Поляна не отличалась уединением. Рядом с нами стояла компашка, затем подъехало на машине семейство. Но никто не знал про пещеру. Странно… Потом отец семейства припоминает, что лет так надцать назад лазил в какую-то. Говорит надо двигаться туда (указывает азимут), перейти через поле. "Куда, туда?", — не отчаиваемся. От поляны в кусты, сквозь высокую траву виднеется две тропы. Одна ближе к берегу, вторая правее. Ну что, идём направо. Велы проломили кое-как сквозь заросли, прячем их в овраге небольшом. Ну и ринулись через поле. За полем домики. У одного из местных, у пасечника, допытываемся, где же она. Дедок подробно рассказал, показал свою рыбацкую тропу: "Она выведет." Оказалось всё просто, надо было идти не направо, а налево от поляны с беседкой. Тропа к пещере уже вытоптана нормально, идёт у самой кромки озера, вдоль берега. Тропа крутая и достаточно долгая, местами почти падаешь в воду, пересекает овраг с ручьём. Идём, лезем, ползём и вот Вова орёт: "Вот она!"

Гиньковская пещера

Гиньковская пещера, единственная в Беларуси

Что бы вам не повторять наших подвигов, на маршруте точно указана точка (координаты gps), где находится Гиньковская пещера.

На входе в пещеру стоит Дракон. Фоткаемся. Девушки в восторге. Тут жыве беларускі цмок.

Цмок Гиньковская пещера

Сама по себе пещера небольшая. Внутри помещается максимум два человека, трогать ничего не хочется, кажется хрупким. Да и зачем, другим же тоже захочется посмотреть. Фоткать внутри я не стал, сами съездите и посмотрите.

Гиньковская пещера, вход

Довольные, на позитиве возвращаемся за велами, выкатываем их обратно. На поляне уже никого нет, да и нам тут задерживаться смысла нету. Отряхнулись и в путь.

В сумерках виднеется Костёл Успения Пресвятой Девы Марии в Прозорках (ещё и ещё и ещё). Также можно посмотреть Церковь святых апостолов Петра и Павла.

Костёл Успения Пресвятой Девы Марии в Прозорках

После д. Полевачи дорога плавно переходит в узкую тропу. Едем в темноте, осторожно. Так до д. Чашки. Потом дорога принимает нормальный вид, а затем и вовсе асфальт нам дали. Уже в полной темноте искали место стоянки на оз. Каравайно. Тропу не пропу?стите. Основная, разъезженная машинами дорога, приведёт вас на "популярное место". В нашем случае оно было занято. Возвращаемся к сомнительной развилке и уходим вдоль правого берега. Ехать нужно внимательно, есть несколько поворотов к берегу (все налево). Ищите, найдёте место. Само по себе озеро красивое, но вот поплавать там не удастся с комфортом. Подходы к воде заросшие, неуклюжие, да и пиявка на Витю села, когда он набирал воду. И вообще тут, как мне показалось, больше рыбаки тусят. В следующий раз я бы искал другое место ночёвки.

оз. Каравайно

Настя чистит велосипед намотанной травы после дорог на оз. Каравайно

Здесь Витя и Хуанита покидают нас. Им надо возвращаться, дела. А мы продолжаем путь. Хороша дорога, асфальта нам дали аж 12 километров. до самой д. Селище. За 3 км, ещё с трассы, уже виден Костёл Святой Вероники и кляштар бернардинцев, точнее то, что от него осталось. Резкий спуск по деревне и подкатываем к нему.

Костёл Святой Вероники и кляштар бернардинцев

Костёл Святой Вероники и кляштар бернардинцев, д. Селище, Беларусь. Вид с трассы

Огромный. Огромный. Полезли лазить. Аккуратно, сыплется всё. Держится на честном слове. Страшнее всего лезть в подвал. Там колодец, темно, вход один. Настя уговаривает. "Ладно, ладно, полезли", — соглашаюсь я.

Трогаемся дальше. Через несколько километров проезжаем д. Череповщина. Здесь должна быть усадьба Малиновских. Ребята с Поехали застали её год назад в таком виде:

усадьба Малиновских, д. Череповщина, 2013 г.

А вот что обнаружили мы:

усадьба Малиновских, 2014

усадьба Малиновских, д. Череповщина, 2014 г.

До момента написания отчёта я не понимал и думал, что мы лазили по другому строению. В походе расстроился, что не нашли ту самую усадьбу. Но теперь понимаю, что её спалили какие-то сволочи (в ночь с 8 на 9 мая). Вообще в этой деревне много спаленных домов, огарки одни стоят. Неподалёку от того, что осталось, ещё одно большое строение, тоже спалено.

усадьба Малиновских, Пожар

усадьба Малиновских, пожар, фото Виталик Корейша

Но да ладно. Полезли и тут в подвал. Тут тоже есть колодец, видны погреба, склады. Видно, что жили богатые люди. Хожу по этому подвалу, нифига не знаю про саму усадьбу и что тут было. Реально дрожь по телу, страх какой-то, холод. Какие-то шорохи в темноте в районе колодца, за спиной у меня. Ай, приведенья, жутко мне, утекаем отсюда… Холодное место. Страшнее чем в подвале Костёла выше.

усадьба Малиновских, подвал

Только теперь, когда пишу отчёт, узнал, что в этом колодце пан Малиновский якобы топил своих невест. А сама усадьба полна призраков. Потому, видимо, и спалили её.

Дорогу на Кубличи окружают несколько небольших озёр. Мы на них не заезжали, но если что, заедите посмотрите. Проезжаем д. Ганцевичи. Здесь расположен музей "сядзіба-музей Васіля Быкава". Один из местных жителей любезно предлагает экскурсию, но нам надо ещё успеть в магаз, а затем пролезть через лес. Так что не задерживаемся. Вслед дядька кричит:  "Спрашивать тропу в последней хате!"

сядзіба-музей Васіля Быкава

Все в лёгком ужасе от моих запугиваний, что впереди нас ждёт неизвестность через лес. Достигаем тупиковой точки в д. Лисичино. Чувак из последней хаты сам нас находит. Азарной дядька. Охотно рассказывает, как найти заброшенную тропу.

д. Лисичино

д. Лисичино, дядька из последней хаты указывает дорогу на оз. Большой супонец

Но тут, извините, уже я накосячил. Чёрт дёрнул меня спрашивать тропу до д. Грязи, тогда когда нам нужна была на д. Скрабатуны. Ну он и подсказал нам на Грязи, чего ему то. Ну погнали, что делать. Идём, едм, тащим, а озера всё нету и нету. Только в Ивеси я посмотрел на карту и понял, что мы "прострелили" мимо на пару сотен метров. Надо было сворачивать перед тем, как дорога вошла в лес. Там несколько заброшенных троп, как я понял. Что же, оз. Большой Супонец останется в долгу.

Ивесь. Блин, центр Европы. Местная шпана устраивала шорох всё время, пока мы там сидели. Толпой на мотоцикле, взрывы взрывпакетов, крики — развлекается детвора, каникулы у них. Вспомнил своё детство в деревне. когда меня мама сдавала на лето бабушке. Что-то похожее.

Ивесь, местная шпана

То, что именно в Ивеси находится географический центр Европы — сомнительно. Но мы тут и поэтому фоткаемся.

Ивесь, географический центр Европы

Ивесь, географический центр Европы (один из…)

На маршруте центр указан в д. Хролы у оз. Шо

Дело к вечеру, решаем где ночевать будем. По графику вроде не укладываемся до оз. Схеда. Предлагаю ехать до р. Шоша. Вперёд. По дороге встречаем знак, что именно здесь проходила граница Второй Речи Посполитой и СССР (до 1939 г).

граница Второй Речи Посполитой и СССР (до 1939 г) Камеены воз

граница Второй Речи Посполитой и СССР (до 1939 г), пункт пропуска "Каммены воз"

Приезжаем к реке. Есть хорошее место у дороги с беседкой, но занято байдарочниками. Целая толпень сидит, отдыхает после тяжёлого сплава по р. Шоша. Покрутились, поблукали по лесу, ничего не нашли подходящего. Небольшая полянка обозначена на маршруте, но она нам не подходила — до воды шуравать нужно метров 50, не подходит. Как бы не было лень, придётся ехать по плану, на оз. Схеда.

оз. Схеда, Беларусь

"Ааа! Ничего себе. Красотища то какая!" — кричит Настя. Две оборудованные поляны. Добротно оборудованные, как для себя сделаны. Кострища, беседки со столами, пристань, туалет есть и мусорная яма и никого. Да, действительно, мы одни. Какая прелесть. Очень чисто и красиво. Это был лучший лагерь за всю поездку. Вот уже где отлипали. Ночное купание, вкусная еда, песни у костра. Крутяк.

Утром проснулись счастливые, отдохнувшие. Приехала машина с семейством, встали по соседству, но нам пофиг, мы уже сворачиваемся, Вове пора сниматься.

Следом за оз. Схеда лежит оз. Белое. Сколько же их по Беларуси, этих Белых? Наше такое:

оз. Белое, Беларусь

Места для стоянки на противоположном берегу. Много мест, все хорошие. Озеро красивое, как и природа вокруг.

Заезжаем в д. Бобруйщина. Там есть на что посмотреть: Костёл Святого Антония Падуанского, Церковь Святого Иоанна Крестителя, водяная мельница, усадьбы современные, оз. Кривое и оз. Боброво. Покрутитесь, посмотрите. Живописная дорога, эх.

1000 км

У Насти первая в жизни тысяча. Так держать!

Вот пересекаем р. Шоша, плывут коллеги:

Байдарочники р. Шоша

Синий боцман, сплав по реке Шоша

Ещё немного и вот уже видна ст. Подсвилье, где мы прощаемся с Вовой. Тоже дела, тоже домой.

Вова едет домой

Вова машет нам рукой

Остались мы с Настей вдвоём. Впереди ещё две ночи.

Первую ночь решаем провести на оз. Плиса. По дороге живописный лес, ужики (змеи в смысле), местные охотно указывают дорогу.

Настя ловит ужа

Но эйфория длилась не долго. Как я и предполагал, озеро оказалось слишком попсовое. Все немногочисленные поляны по южному берегу были заняты. Более того они труднодоступны, берега обрывисты. Мы даже перелазили брод, тянули велы по оврагам, чтобы только найти место поскорее, бо комары заедали. Но всё тщетно. Турьё, спустившееся по Шоше на байдарках, рыбаки, попсня  — и тут и там.

На юго-восточной окраине озера нам таки удалось отыскать более-менее приличное место, даже стол был. Но с подходами к воде на этом озере туго, заросшее всё. Опять же, рыбацкое оно какое-то. Место не самое идеальное, но всё же остались. Уже дело к темноте шло. Тут мы приспособились, переночевали  и отдневали.

стоянка на оз. Плиса

оз. Плиса, Беларусь

Уже вечером следующего дня двинулись на Глубокое. Решили не лезть вчерашними пердями, а двигаться по дороге. Но она вела совсем не туда, куда нам надо было, и сворачивать некуда. Привела она нас обратно на маршрут, примерно за Бабруйщиной выскочили и попали снова в Подсвилье. "Да что же это такое", — ругаюсь я, — "по кругу катаем!". И тут разваливается багажник.

поломался багажник

Настя безнадёжно смотрит на оторванный багажник

Нервы на пределе, Настя успокаивает. Молодец, нашла в рельсах отвалившиеся болтики и через минут 30 мы снова на конях. Это Подсвилье я уже проклинал. Весь поход крутились вокруг него. Быстрее, быстрее покидаем это место. Едем в Глубокое.

Глубокский край приветствует вас

Приехав в Глубокое, узнали, что сегодня в городе праздник — Купалле. Вот забава, третье Купалле. Первое в Бресте, второе в Ракове, а третье тут.

Купалле, Глубокое

праздник Купалле, Глубокое, Беларусь

Покатались по городу. Сходили в костёл. Церьковь напротив была закрыта. Магазин. Позволили себе пивка с фисташками. Старое еврейское кладбище нашли, но не пошли смотреть, жутковато перед сном. Последнюю ночь мы провели на берегу оз. Мушкат. Точнее не ночь, а пару часов. Дизель на 4 утра с копейками. Валялись прямо под открытым небом, смотрели фотки, пили пиво и смеялись.

Глубокое

фонтан

красоты г. Глубокое

Для того, чтобы вернуться в Минск не обязательно ехать в Глубокое. Наилучшим вариантом будет ст. Крулевщизна

Ну как обычно. Разве может всё быть хорошо? Конечно же нет. Каким-то образом, неведомыми силами, моё колесо спустило. И обнаружилось это горе перед самым выездом на вокзал, в три часа ночи. По маршруту видно, что от места стоянки, до вокзала примерно 7 км. Ну никак нам не успеть пешком, тянувши велы с грузом, никак. Начинаю психовать. Менять в полной темноте, не проспавшись — жесть. Берусь за мозг, соображаю, что колесо спустило не совсем, небольшой батон есть, а значит скорее всего микродырка. Решаю накачать посильнее и быстро-быстро ехать. К счастью так и произошло. Вкачал кучу атмосфер и погнали. Слава Богу, доехали мы до вокзала в Глубоком. Летели сломя голову, что бы проклятое колесо не сдуло.

Приехав в Минск, прямо на перроне, сами знаете чем я занимался, чтобы доехать домой — любил свой велосипед!

Падений: 3 Настя, 1 Вова — все незначительные, без последствий.

Проколы: 1 у меня.

Ремонт: поломка багажника у Вовы (погнулась ось), и у меня болты расшатались и выпали, также кассета начала скрипеть.

Протяжённость: 181,6 км по Настиному счётчику.

Болячки: укусы от комаров — фигня.