«Кавказская пленница»

Маршрут:  пос  Верхний  Баксан — река  Кыртык – радиалка  к  пер  Картыкауш(н.к) -  пер  Сылтран(1А, 3050м) -  река  Сылтрансу   — река  Адырсу — пер. Койауганауш(1А,3500м)  — река Адылсу -  пос Эльбрус.

«Кавказская пленница» – потому что горы пленят. Мое путешествие началось с объявления, висящего в университете, о наборе группы в горный пеший поход. Буквально в последние дни подачи документов я позвонила руководителю, мы договорились и встретились с ним. Поход организовывал Великан Сергей Дмитриевич, его можно найти по адресу https://www.facebook.com/sergey.velikan?fref=ts. Он в подробностях рассказал мне, что же из себя представляет горный поход, упомянул также обо всех опасностях и трудностях. Ничего, прорвемся! Сразу хочу сказать, что организовано было все очень грамотно. Всем участникам похода, а нас было пятнадцать, были присвоены должности: врач, запевала, ремонтник, летописец, фотограф и т.д. Был еще человек, который организовывал питание. Он составил меню на каждый день, раскладку продуктов, кто, что и когда готовит. Никакой суматохи, все четко и ясно.

С первыми сложностями я столкнулась уже на этапе сборов, а собирали меня всем миром: в школе выдали палки завода «Луч», которые стоил 3 рубля 50 копеек (очень прочные, кстати, хорошо служили), знакомая женщина дала мне фонарик, штормик и ботинки, в которых я не натерла ни одной мозоли, подруга подогнала рюкзак, ну еще подарили веревку и вперед!

Утром встречаюсь с группой на вокзале в Минске. Сразу оцениваю компанию: пока трудно судить, но сразу видно, что девчонки (пятеро) боевые, это радует. Ну и мужчины тоже хороши. Уже позже, в походе, стало понятно, кто из чего сделан.

Два дня мы едем в поезде Минск – Минеральные воды, знакомимся, учимся вязать узлы, кушаем вместе, поем песни под гитару. По приезду пересаживаемся в автобус и еще 3 часа едем до поселка Верхний Баксан. Пока едем в автобусе, разглядываем пейзажи.  Кажется, будто видим горы, а нам говорят, что это еще холмы. То ли еще будет!

День 1й:  В поселке вышли из автобуса, расстелили скатерть, обедаем. И начинается дождь. Хороший такой дождь. Для меня становится ясно, что в горах закономернее будут идти ливни, чем светить солнце. И тут я понимаю, что со всеми моими старательными сборами я не взяла ни нормального дождевика, ни чехла на рюкзак. Да и позже, во время путешествия, я поняла, скольких мелочей не хватает, например, панамы (а не банданы), чтобы не сгорали уши и шея, солнцезащитного крема от ожогов, гигиенической помады, чтобы не трескались губы, ну, и по-хорошему, термобелья, потому что в некоторые моменты колотун брал  — мама не горюй!

Проходим 8 километров под дождем сквозь облака и ставим лагерь. Благо, распогодилось! Костер, ужин, а рядышком еще горный ручей с чистейшей водой – благодать! Дальше крепкий сон.

Около нашей стоянки Около нашей стоянки

День 2й: Утром поднимаемся, завтракаем и отправляемся в радиалку к перевалу Картыкауш. Радиалка — это когда оставляешь лагерь и без рюкзака идешь к цели. Однако для меня это было посложней, чем ходьбы с рюкзаком. Хоть и на легке, но мы матанули туда-обратно 16 км с подъемом высоты в один километр, т.е. примерно поднялись на высоту 2800 м. Тут я почувствовала, что закладывает уши. На этом проявления горной болезни у меня закончились, хотя потом у нескольких ребят шла кровь носом.

Спуск дался сложней, чем подъем: большая нагрузка на колени, ноги потом гудели, люди понатирали мозолей.

На фоне перевала Картыкауш

Вернулись в пятом часу, пообедали, а потом и поужинали. Опять песню под гитару. Потихоньку начинаем дружить.

День 3й: По графику – сложный день. Ранний подъем, долгая ходьба, но почти по ровной местности, так что не страшно. Сложность оказалась в неудачной стоянке, однако идти дальше не было смысла. Мы пришли на место, где росла колючая трава, везде было ражно (кстати, буренки и овцы паслись почти везде; они отличаются от наших – такие уже милые звери) и была речка с грязной водой. Сначала я не могла поверить, уперлась, что пить такую воду не буду, но куда ты денешься с подводной лодки. Фильтровали воду, как могли, через газету, салфетки, песок, даже, прасцiгоспадзi, носки (чистые)! Все равно какая-то взвесь оставалась, вода была мутной, но уже когда сварили  кашу и суп, всем было по барабану.  Утром сварили чай с травами, чтобы скрыть вкус мела и пошли дальше.

День 4й: Опять в графике значился, как трудный день. Для меня он скорее ознаменовался как самый страшный день. Цель была покорить перевал Сылтран (3050м) и спуститься к озеру Сылтранкель. Наш путь начался сразу с очень крутой тропы с подъемом в триста метров, примерно. Лично мне пришлось не лезть, а ползти вверх, причем из-под рук постоянно вылетали камни, все съезжало, я даже не смела взглянуть вниз, иначе застыла бы и не сдвинулась с места. Несколько раз меня обуял страх, что я сейчас сорвусь, но доползла-таки наверх. Там отдыхаем, латаем мозоли, отправляемся в путь. По дороге находим чистую воду: радости нет границ! Набираем полные фляги. Доходим до подъема на перевал, и тут одному человеку становится плохо. Решили, что мужчины будут нести его рюкзак по очереди. Подъем затянулся, закончилась вода, а солнце в зените, жарко и при этом отовсюду дует ветер. Преодолеваем половину подъема, находим родник, еще одно благословение! Дальше ползем вверх. Я отклонилась от группы и пробиралась другой тропой. И в какой-то момент я понимаю, что не могу ползти дальше вверх, там песок, до основной тропы 1,5 метра, а у меня под руками все начинает  ходить ходуном. Страшно. Благо, нашелся товарищ, вбил ледоруб, подал руку, вытянул на себя.  Поднялись на перевал!  Здорово, простор, виды! Рядышком лежит снег, полазили, побрасались в снежки.

Вид на гору Эльбрус

Вид с перевала Сылтран

Перекус и спуск к озеру Сылтранкель. Прекрасное место. Само озеро очень красивое, зеленого цвета, из-за глины. Воды холодная, но мы искупались и помылись. Дров не было, еду готовили на горелке. Как только солнце скрылось за горы, стало очень холодно. Надели шапки и пуховки. А вечером для меня был один из самых прекрасных моментов из похода: я смотрела на звезды. Так близко я их видела разве что в Крыму. Не было луны и был виден Млечный путь. Россыпи звезд, очень красиво! С приятными мыслями я улеглась спать.

Озеро Сылтранкель

Рядом с озером

День 5й:  Прекрасный вечер продолжился дождливым утром. Под моросью мы собрали палатки и двинулись в путь. Спускались в поселок Верх. Баксан. Спускались по камням, было скользко, спотыкались. Днем дождь прекратился, мы переоделись в сухую одежду, пообедали, пересекли пограничную зону и поставили в лесу лагерь. Это была одна из лучших ночевок: чистая вода, река, много хвороста, большой-большой костер, вкусная пища и хорошая компания!

День 6й:  Все то же: подъем, завтрак, ходьба. Правда, у одного из ребят заболел живот, поход затянулся. Во второй половине дня трудный подъем, мокрая спина от рюкзака и жары. Как только взобрались, сразу же поставили лагерь, опять-таки, в не очень удачном месте, но компания  сглаживает все горести. Ложимся рано: на следующий день нам нужно покорить перевал Койаганауш.

По пути

Вид с нашей стоянки днем

День 7й: Утром моему взору предстало чудное зрелище. Наша стоянка располагалась между двумя горами, и между ними постоянно кочевало огромное облако. Всю дорогу, пока мы шли, мы то и дело оказывались в этом густом тумане, ударившись о горы, он снова спускался вниз.

И вид утром

Подъем к перевалу Койаганауш (3500м) был долгий, шли по снегу, протаптывали дорожки.  После снега начались камни. Там был трудно и страшно, опять все сыпалось и уходило из-под рук.  По дороге встретили альпинистов, которые тусят на горе Виатау. Оказалось, что мы сбились в тумане с пути и пошли по тропе к ложному перевалу Койаганауш. Командир ругнулся, но отступать назад нельзя! Взобрались!

По пути

Вид с подъема  на перевал

По приезду домой выяснилось, что перевал, на который  мы попали, называется Жандарм и относится он по сложности к группе 2Б, что говорит о том, что мы очень крутые ребята.

На самом Жандарме места была мало, и начался ливень, толком не наславдившись победой, нам пришлось спускаться вниз по сыпучке и снегу. Набравшись камней и намочив обувь, мы все-таки спустились и оказались на камянистой местности. Был четвертый час и командир приказал ставить лагерь. Мы до конца не верили, рядом нет ни воды, да вообще ничего нет! Постояли недовольные, поморозили. В тот момент мне хотелось просто закричать. Было обидно, что нас завели черт знает куда, в такую погоду, еще и заставляют ставить лагерь. Но когда уже начался град, пришлось лезть за палатками.

Под дожем поставили палатки, залезли внутрь, все вытирали полотенцами. Я переоделась в сухое, залезла в мокрый спальник и заснула. А когда проснулась, был вечер, дождь прекратился, даже приготовили еду. Вот это было счастье! Еще пару песен под гитару, чаек и невзгоды отступили.

Поляна

Закат

День 8й:  Спускаемся в поселок Эльбрус. Спуск легкий. Дождя нет, а значит, погода хорошая.

И тут, на последний день пути, девчонка спотыкается о камень и получает хороший такой ушиб голени. Наш штатный врач обработал рану и поставил шину на всякий пожарный. Однако темпа мы не сбавляем. Юля, эта девушка, молодец, выносливая. Во второй половине дня начинается дождь, вот это досада! Находим стоянку, ставим лагерь. Практически последний вечер группой, хочешь-не хочешь, повылазили из палаток, чтобы  побыть вместе.

День 9й: Нам остается пройти 1 км до поселка Эльбрус. Оттуда нас забирает автобус. Наш командир говорит воодушевляющую речь и хвалит всех нас за выносливость. Он не едет с нами, идет дальше в поход второй категории сложности. Прощаемся с ним, благодарим за поход и уезжаем в Минводы.

Опять двое суток в поезде, но вместе коротать время было легче. Вместе кушали, играли в карты на приседания. По приезду в Минск, прощаемся с ребятами. Мы еще обязательно встретимся!

В Минске, дожидаясь своего поезда, я ощущаю легкую грусть: слишком много людей, суета. Вроде только познакомились с ребятами и уже попрощались: дни быстро пролетели. И мне, честно, было этого мало. Я бы с удовольствием осталась в горах еще дней на десять, потому что там, отрешенный от всего мира, наедине со своими мыслями и природой, ты узнаешь что-то новое о себе. Лично я испытывала искреннюю радость и благоговение перед тем, что видела и чувствовала, от того, что почувствовала в себе огромную силу.

Это было здоровское путешествие!